Silver Magische Aufklärung
ИСТОРИЯ КАРТ ТАРО
История Таро как мистического и мантического инструмента или артефакта, благодаря стараниям эзотериков и оккультистов последних двух сотен лет, сильно разрослась и усложнилась. Многие, опираясь на собственные откровения и прозрения, отсылают точку появления системы Таро в Древний Египет, другие — в ведическую Индию. Существуют и иные теории, где смешиваются и ведические, и египетские версии, к которым добавляются в качестве источников системы всевозможные варианты «древних носителей высшего знания» — от атлантов и лемурийцев до инопланетян и божеств всех известных пантеонов.
Простор творчества эзотериков в создании ничем, кроме «откровения», не обоснованных гипотез ограничен лишь широтой их воображения и теми концепциями, которые они исповедуют. Эта замечательная традиция была положена основателями тарологических систем еще в XVIII и XIX веках.
В то время любой личный опыт мистика, работающие (или не очень) магические ритуалы и представления «обосновывались» им, якобы дошедшими до него через скрываемые ранее знания тайных обществ и орденов, известные древним тайны мироздания.
Любой уважающий себя практик должен был либо заявлять о своей причастности к розенкрейцерам, масонам, ордену Золотой Зари или подобным организациям, либо состоять в них. И, если масоны были, по крайней мере, фактически действовавшей организацией с определенной историей и репутацией, то очень многие упоминавшиеся, как «источники», организации остаются известны только по ссылкам на них тех или иных мистиков. Либо они сумели остаться столь же тайными, как это заявлялось, либо существовали лишь в воображении тех, кто себя к ним причислял.
В это замечательное время в Европе среди высшего общества и наиболее богатой части среднего класса стало модно и престижно принадлежать хоть к какой-нибудь тайной мистическо-оккультной организации, ложе, ордену и т. д. В этом бурлящем супе из мистиков, эзотериков, интересующихся профанов, шарлатанов и откровенных сумасшедших рождались совершенно невероятные теории, концепции и мистические учения. В ход шло все: и рыцари-тамплиеры (распущенный и уничтоженный в начале XIV века христианский духовно-рыцарский орден), и иудейская Каббала, и реконструкции античных культов, и, еще малоизвестный и потому дававший огромный простор для откровений и прозрений, Древний Египет, и культуры Индии и Дальнего Востока. Европейское общество, получив возможность отойти от достаточно примитивной христианской метафизики, с удовольствием (и похрюкиванием) купалось в мистицизме и оккультизме, переданных на пальцах или сконструированных на коленке удачливыми компиляторами восточных духовных традиций.
Именно в это время появляются первые упоминания и попытки систематизации методов гадания на картах, в том числе на Таро. Постепенно они превратились в сформировавшиеся системы и традиции работы с ними, как с мантическим или магическим инструментом.
Впервые сами карты Таро появились в начале XV столетия в Италии, почти одновременно с обычными игральными картами. В музеях и коллекциях фрагментарно сохранились богато украшенные колоды Таро, которые знатные итальянцы того времени заказывали у художников. Пришли ли карты в Европу откуда-то или они были собственным изобретением итальянцев — мнения расходятся. Есть утверждения, что они произошли от исламских карт для игры в наиб (карточная игра, распространенная в XIV–XV веках в исламском мире) или пришли (включая их подвид Таро) из Китая или Индии.
Достоверной информации об этом нет. Ряд патриотически для Европы настроенных мистиков предполагают, что с Ближнего Востока их привезли еще тамплиеры, выкопав их из развалин Храма в Иерусалиме вместе с Граалем, тайнами мироздания, истинной историей мира, Моисея и Христа. За что и поплатились. Эта версия остается полностью на совести откровений и прозрений данных эзотериков.
Использовалась ли колода Таро для гаданий или мистических практик в XV веке — неизвестно. Предположение, что ее использовали для особой игры, имеет прямое подтверждение и в письменных источниках, и в том, что во Франции до сих пор распространена игра Jeu de Tarot («игра в Таро»). В ней используется колода из 78 карт, полностью соответствующая итальянским картам XV века и колоде Таро, используемой с XVIII века французской школой предсказательного Таро (за исключением появившейся в мантической традиции только в XX веке Белой карты).
Можно точно сказать, что колода с 22 «козырями», 56 картами мастей известна и популярна в Европе, как игральная с XV века до наших дней. Первые упоминания, что ее пытались использовать для гаданий, относятся к XVI столетию. Но цельных описаний системы предсказаний и мантической работы с ними XVI и XVII веков не сохранилось.
Ближе к концу XVIII века, когда оккультные и мистические труды и исследования уже стали достоянием широкой публики и свободно печатались в типографиях, вышла книга Антуана Кура де Жебелена «Первобытный мир», в которой он пытался описать и проанализировать оккультные символические системы, возводя их к знаниям древних, утерянными и скрытыми из-за господства христианской церкви в Европе. Одну из глав этого труда он посвятил колоде Таро, первым (из известных авторов) предложив считать ее наследием древнего египетского знания и переводя название Таро с неизвестного ему египетского языка, как «путь царя». Он рассказал передовой в мистическом смысле европейской общественности, что в 22 «козырях» заключен великий смысл познания мироздания и самого человека. Это положило основу для использования карт Таро в оккультных исследованиях и практиках. Известные и популярные в то время носители тайного знания, зарабатывающие им при дворах европейской знати, тут же приняли на вооружение новый-старый инструмент. О глубоком тайном смысле, заложенном в карты, упоминал такой одиозный мистик, как граф Сен-Жермен и его подражатели.
Древнеегипетская основа любых оккультных и мистических знаний в то время была весьма популярной. Европейцам к тому моменту стали известны работы античных философов и мистиков, которые постоянно ссылались на то, что свои знания они получили от египетских жрецов, хранящих их со времен, когда боги ходили по земле и общались со смертными напрямую.
Так что это направление «обоснования» своих личных метафизических размышлений казалось крайне удобным. Учитывая, что в то время в Европе об историческом Древнем Египте было практически ничего не известно, это позволяло строить на базе такого «наследства» самые разные системы.
Совсем скоро, после книги де Жебелена, парижский оккультист, называвший себя Эттейла (Жан-Батист Альетт), выпустил книгу, в которой «реконструировал» из современной ему колоды игрального Таро «египетский сакральный» первоисточник. Он перерисовал нейтрально-европейские изображения (сохранившиеся в традиции Марсельского Таро) в египетском стиле. Наполнил 22 «козыря» неприкрытыми оккультными и герметическими символами, стилизованными под тот же Египет. Так как, в то время, этот период не был хорошо исследован, то воспроизвести что-то похожее на изображения и символику исторического Древнего Египта ему не удалось. Сам Эттейла уникален для своего времени тем, что первым построил свои оккультные и эзотерические исследования на базе именно системы Таро, фактически создав ее с нуля из своего недоказуемого личного знания и небольших обрывков отдельных прозрений современников.
До него Таро и все, что с ним связано, являлось для оккультистов XVIII века лишь малой частью более обширных систем и представлений и упоминалось мимоходом, без серьезного внимания этой теме. Эта тенденция сохранилась и у мистиков XIX века, когда, даже основатели подходов к эзотерическому смыслу системы, использовали карты Таро исключительно для иллюстраций своих, более для них важных, оккультных методов и практик. До второй трети XIX века система Таро и ее эзотерическое осмысление европейским мистикам были практически неизвестны. Таро использовалось, как вторичный инструмент в мистериях и практиках, в основном в духе работ Эттейлы, ставшего на чуть менее 100 лет классиком в этой теме. Исключать индивидуальные озарения и переосмысления системы Таро отдельными практиками нельзя, но до широкой общественности они не дошли.
Следующим эзотериком, обратившим внимание и всю живость своего ума на систему карт Таро, стал известный французский каббалист, масон-мартинист и теоретик оккультизма Элифас Леви (Альфонс-Луи Констан). Он тоже придерживался египетской версии источника всего современного ему оккультного знания (что вообще свойственно последователям герметизма). При этом он крайне неуважительно относился к работам Эттейлы и его осмыслению и реконструкции изначального Таро. Леви в своих работах проследил и обосновал (исходя из своих эзотерических представлений) связь сакрального для Каббалы алфавита (используемого ивритом) из 22 букв, каждая из которых несет глубокий мистический и философский смысл, с 22 «козырями» Таро. С его работой закрепилась традиция называть любую карту Таро арканом (тайной, загадкой).
«Козыри» стали старшими арканами, а остальные карты — младшими арканами. Впрочем, свое внимание он концентрировал именно на старших арканах и соответствующих теперь им буквах Каббалы. Никаких практических советов и предписаний по работе с колодой, как с инструментом мантическим или магическим, он не давал.
Так как Леви был крайне уважаемым мистиком второй половины XIX века, его ученики унаследовали и его интерес к Таро. В 1875 году, после смерти Леви, его верный ученик публикует его книгу «Ключ к великим арканам, или Разоблаченный оккультизм», в которой широкой общественности раскрываются воззрения автора на систему старших арканов (они же великие) и их связь с оккультной каббалистической традицией — в понимании ее самим Леви.
Элифас Леви фактически ввел в моду среди масонов и оккультистов Франции знание нового, каббалистически систематизированного Таро и использование его — по меньшей мере — в рассуждениях на эзотерические темы. Вслед за ними этот интерес переняли и английские мистики, которые, в это время, старались ни в чем не уступать французским коллегам.
Один из основателей самого знаменитого мистического кружка в Англии, ордена Золотой Зари, Сэмюэль Лидделл Мазерс в 1888 году выпустил в печать собственную работу о системе Таро, которая, впрочем, была в большей степени ориентирована на практическую, мантическую работу с колодой, а не на глубокое осмысление старших арканов, как у Леви. Это была небольшая по объему инструкция по чтению карт и системе раскладов. Сам Мазерс ссылался, прежде всего в трактовке младших арканов, на Эттейлу и его работу, а в его описании старших арканов явно присутствует выжимка из взглядов и рассуждений Леви.
В конце XIX века сразу три будущих основателя новых направлений в подходах к Таро участвуют в общественной эзотерической жизни Европы. Каждый из них выпустил в свет собственную колоду и описание системы гадания на ней, ставшие классическими в XX веке.
Самый старший из них, считавший себя духовным учеником Элефаса Леви, — доктор Папюс (Жерар Анаклет Венсан Анкосс), француз. Он известен, прежде всего, как оккультист-теоретик, активный участник масонства, основатель французской масонско-оккультной организации — ордена высших неизвестных (L'Ordre des Superieurs Inconnus), один из орденов мартинистов. Он принципиально не участвовал в английских оккультных орденах, в том числе в Золотой Заре. Папюс стал автором многих работ по истории масонства, книги про практическую ритуальную магию и небольшой работы о Таро. Также он сделал собственную прорисовку старших арканов, в которой окончательно свел все, что можно, к египетской тематике. В целом, мартинизм, как направление в масонстве, был крайне ориентирован на наследие Древнего Египта, даже в большей степени, чем многие другие оккультные направления того времени.
Доктор Папюс несколько раз посещал Российскую империю с лекциями по оккультизму и, даже, был принят при императорском дворе. В России его последователи из военной и интеллектуальной аристократии, вдохновленные его работами и деятельностью, основали местное отделение ордена мартинистов.
Вторым и по возрасту, и по известности в конце XIX — начале XX века был англичанин Артур Эдвард Уэйт, активный участник ордена Золотой Зари, астролог и мистик. В своих работах по эзотерике и оккультизму он пытался «помирить» оккультную европейскую традицию с христианством. По его мнению, мистика и «наследие древних знаний» не должны были противоречить христианской доктрине и метафизике, а оккультизму предлагалось занять место, аналогичное месту каббалы в иудаизме, — место приличного, принятого в традиции тайного знания об устройстве мира. Этот подход Уэйта в итоге привел к расколу в ордене Золотой Зари, из которого он был вынужден уйти в 1914 году. Затем Уэйт основал свой собственный «исправленный обряд ордена Золотой Зари».
Чуть раньше он выпустил книгу о Таро с кратким описанием значений карт на основе системы Мазерса и своей критики Леви. Так как его взгляд на систему Таро тоже был «исправленным» и «истинным», то он, не указывая особых теоретических обоснований, перерисовал по-своему всю колоду, переделав ее под христианские мотивы вместо египетских.
Заодно, без каких-либо объяснений, поменял уже устоявшуюся нумерацию старших арканов, поменяв местами Правосудие и Силу. Также, он изменил в своей колоде соответствие букв каббалы и старших арканов. Если у Леви и его наследника Папюса первая буква соответствовала первому аркану (Маг), то Уэйт присвоил ее нулевому (Шут) — опять же, не дав никаких объяснений с точки зрения каббалистического значения этой буквы и смысла аркана. Естественно, после перестановки съехали и соответствия Правосудию и Силе.
При этом Уэйт с помощью подруги-художницы в своей колоде прорисовал младшие арканы в виде тематических сюжетных картинок, намекающих на его понимание их значений. Если все его предшественники использовали классический для карт Таро (в том числе игральных) вид, где изображается только символ масти (жезл, кубок, меч и монета) в количестве, соответствующем их значению, и человеческую фигуру изображали с соответствующим символом в руках на арканах Двора (паж, рыцарь, дама, король), то в «исправленном» Таро Уэйта на каждой карте стал изображаться сюжет значения карты. Обычно эзотерики и тарологи предполагали, что неофит должен выучить значения, понять символы и систему, а лишь потом начинать работать с инструментом.
Уэйт же декларировал новый подход к чтению карт. Подход, который стал наиболее популярным в XX веке и позволил Таро завоевать огромную популярность среди эзотериков-неофитов, не желающих прикладывать усилия к освоению чего-либо на серьезном уровне, а старающихся «набраться по верхам», без глубокого понимания того, чем они вообще занимаются.
Уэйт предложил не заморачиваться четким изучением системы Таро, оккультизма и философии эзотерики перед работой с картами. Он рекомендовал просто рассматривать картинки на картах и читать те символы и образы, которые приходят в этот момент в голову и бросаются в глаза. Это, так называемое позднее, интуитивное чтение. Благодаря этой, пусть и спорной с точки зрения мантики, но великолепной для популяризации системы (подход упрощения до попсы) находке, к началу XX века система Уэйта стала наиболее популярна среди большинства тарологов-любителей.
Если в осмыслении эзотерического подхода к картам Таро и так царствовал принцип «я художник — я так вижу», то у Уэйта он достиг апогея. Если предыдущие эзотерики, бравшиеся за изучение и переработку Таро под свои представления, пытались обосновать и объяснить свои взгляды и «реконструкции» хоть чем-то, то Артур Уэйт просто на это не тратил ни сил, ни чернил. Так верно — и все, с вас хватит.
Третий основатель собственной классической школы — это небезызвестный Алистер Кроули, самый молодой из всех отцов-основателей, ученик Мазерса и, в молодости, член ордена Золотой Зари. Кроули, при всей спорности своей фигуры среди эзотериков — автор фундаментальных трудов по ритуальной и церемониальной магии в первой половине XX века, создатель целого направления в западной магической традиции. Он умудрился одновременно устроить конфликт в Золотой Заре, поссориться с Мазерсом, крайне жестко высмеивать Уэйта с его христианским оккультизмом и создать собственный подход к оккультизму.
К 20-м годам прошлого века Кроули создал и выпустил свой вариант колоды Таро, отличающийся, как от французского варианта Папюса (Леви и Мазерса), так и от английско-христианского варианта Уэйта. В нем Алистер Кроули смешал и тот и другой вариант с точки зрения нумерации старших арканов и их соответствия буквам каббалы.
Шута он, как и Уэйт, соотнес с первой буквой каббалы, а вот Силу и Правосудие вернул, как было до инноваций последнего.
В итоге нумерация у Кроули получилась в традиции Папюса — Леви, а буквы каббалы съехали относительно нее на одну назад. Светлая идея сюжетных, красивых, младших арканов была им взята у Уэйта, но сюжеты перерисованы уже под свой взгляд на их значения. Естественным образом Кроули обосновывает эти перестановки и модернизации «восстановлением» и «возрождением» исконного, истинного знания древних, египетских мистерий. Его книга по этому варианту Таро и сама колода получили имя древнего египетского бога знаний и мастерства Тота, чьи, переданные людям знания, Кроули «сумел восстановить в исходном варианте».
Сама идея работы с Таро у Кроули обрела более глубокий оккультный характер. Появились жесткие требования к ритуалистике гаданий, ограничения на использование колоды в разных обстоятельствах и т. д. Прежде всего, с точки зрения Кроули, к знаниям и мистериям Таро стоит обращаться только в вопросах, связанных с судьбой и мистической практикой. Также, в его системе каждая карта обрела свой магический смысл и вариант использования в ритуалах, что никак не отражалось ранее в работах его предшественников.
В 40-х годах XX века мистик и эзотерик Поль Марто издал свою работу по «древнему Марсельскому Таро», в которой обратился к тому варианту Таро, что был почти исключительно игральным до модернизации его Эттейлой. Он, в свою очередь, «восстановил» уже старый европейский вариант гадания на картах (по его собственным утверждениям) и, как всегда, обнародовал истинный мистический смысл карт. На базе чего произошла эта реконструкция и восстановление им, как и многими его предшественниками, не указывалось.
Стоит понимать, что в эзотерической, оккультной и мистической традиции Европы с XVII по XX век хорошим тоном считалось ссылаться на древнее, скрытое и истинное знание, даже если первоисточник никогда не существовал или явился автору в личном откровении, трансе или наркотическом дурмане (что очень даже уважалось эзотериками того времени, как метод работы с источником знаний). Взять и просто написать, что ты сам придумал, открыл или изобрел что-то новое, еще не данное ранее древним, — было не комильфо.
Любые инновации и модернизации оккультных систем шли под вывеской «восстановления» и «возвращения к истокам». Это работало так же, как и в гуманитарной научной среде — в диссертациях и монографиях было принято ссылаться на «авторитеты» в этой области, как на основы твоего научного творчества, без упоминания которых никакой уважаемый коллега читать твою работу не будет.
За счет такой ссылки на авторитеты, богов Египта, тайны Вед, древние знания ариев или каббалы, во многом новаторские и экспериментальные работы и системы обретали «историю», уважение и обоснованность. То, что впоследствии 99% «древних истин» не получали никакого исторически-научного подтверждения, было мелочью, так как сами коллеги понимали, как и зачем это делается. Ну а профаны вообще падки на любое «тайненькое и древненькое», стоит им сказать, что официальная наука что-то от них скрывает (а мы вот нет, кушайте на здоровье) или просто еще не в курсе, в отличие от оккультистов.
При всех романтически-ритуальных ссылках на древность, Тота, Египет или тайны тамплиеров, каббалы, Индии и Древнего Востока системе эзотерической и мантической работы с картами Таро всего около 200 лет. Как стабильная традиция оккультного Таро, она окончательно сформировалась не более 100 лет назад, к началу 30-х годов XX века. Это молодая, динамически развивающаяся, мантическая система.
К 30-м годам прошлого века сложились четыре основных направления оккультного, эзотерического использования колоды Таро, каждое из которых имело свой строй старших арканов, а также символику изображений, подход к работе и осмыслению эзотерических значений карт.
Марсельское Таро — самая молодая и слабо проработанная система, использующая классический игральный вариант колоды Таро. Имеет заложенные ее создателем Полем Марто ограничения по использованию только для рассмотрения важных и судьбоносных случаев.
Таро Кроули (Таро Тота) — одна из самых проработанных и сложных систем. Она использует авторскую колоду Алистера Кроули с классической нумерацией старших арканов (Справедливость — VIII, Сила — XI), соотнесением их с буквами каббалы, начиная с нулевого аркана (Шут). Символика и изображения на картах сильно отличаются от любых других колод, но жестко закреплены за конкретными картами. Имеет сюжетные изображения на младших арканах. В основе системы лежат оккультные представления и труды Алистера Кроули. Смысл и значения карт подробно описаны им в работе «Книга Тота». Система сочетает в себе возможности и мантического, и магического использования карт, она ограничена сложной ритуалистикой работы с картами и принципом обращения к картам только в очень важных или оккультных вопросах.
Таро Уэйта (Райдера — Уэйта, английская школа) — почти не проработанная самим Уэйтом система. Изначально использовала авторскую колоду Артура Уэйта, в которой символика в большей степени отражает христианско-мистическое мировоззрение автора, чем что-либо другое. Нумерация старших арканов изменена (Сила — VIII, Справедливость — XI). Соответствие каббалистическому алфавиту начинается с нулевого аркана (Шут). Младшие арканы имеют сюжетные изображения, по которым можно угадать значение карт без знания системы. Отличается огромной свободой в трактовках, так как имеет в своей основе в том числе интуитивный подход к гаданию. Фактически принцип «что вижу — то пою» был введен в нее как системообразующий. Работа о Таро самого Уэйта крайне скупа и лаконична, поэтому дает каждому читателю огромный простор для разнообразных трактовок и переосмысления.
Каких-либо ограничений по использованию, заложенных автором, не имеет. Такая свобода и изначальный подход самого Уэйта «я художник — я так вижу» сделали эту систему наиболее популярной в дальнейшем.
Это позволило выпускать огромное число авторских колод, в которых символикой и изображениями на картах «последователи» могли выражать любые изыски своего воображения (разной степени болезненности). Объединяет их с системой Уэйта только структура колоды Таро и нумерация старших арканов.
Таро Папюса (французская школа) — сложная проработанная система в части значения и смысла старших арканов. Использует почти ту же по структуре колоду, что и игральная колода Таро, но с соотнесением старших арканов с буквами каббалы. Отличительные ее особенности — это классический строй нумерации старших арканов (Справедливость — VIII, Сила — XIX) и отсутствие сюжетных изображений на младших арканах. Изначально использовалась авторская колода с рисунками самого Папюса (откуда и название). В ней, вслед за Эттейлой и Леви, очень сильна египетская стилизация образов и символики. В своей основе эта система содержит исследования и философию Элифаса Леви и доктора Папюса, а в области практического мантического применения — разработки Эттейлы, Мазерса и самого Папюса. Особых ограничений по работе с ней у авторов не заложено, она свободно может использоваться, как для духовных, так и для бытовых вопросов и задач. Но при этом работа с ней требует понимания и знания самой системы и философии, на базе которой она строится. Чисто интуитивное чтение не приветствуется и осложнено отсутствием картинок-подсказок.
Развитие каждого из этих направлений Таро за последние сто лет шло разными путями.
Марсельское Таро развивается медленно, и информации о новых переосмыслениях или дополнениях в системе практически не встречается. Высокой популярностью эта система не пользуется.
Таро Кроули (Таро Тота) достаточно популярно среди последователей оккультной традиции самого Алистера. Широким массам это направление Таро доступно слабо, так как, не понимая самой системы кроулианского мировоззрения и философии, адекватно с ней работать практически невозможно. В рамках этой оккультной системы вместе с ней развиваются и принципы работы с Таро Тота. Новые варианты колод либо в достаточной степени соответствуют «канону» по символике и изображениям, либо остаются исключительно арт-объектами. Ограничения на использование в бытовых вопросах делают ее интересной прежде всего мистикам соответствующего направления.
Таро Уэйта — самое распространенное и популярное направление оккультного Таро в мире. С 60-х годов XX века выпущены тысячи авторских вариантов этой колоды. Большая часть интересующихся Таро людей впервые сталкивается именно с колодами этого направления. Многие практики даже могут не знать о существовании иных вариантов Таро. Своей популярностью система Уэйта обязана принципиальной простоте освоения, отсутствию какой-либо единой философской базы, возможности интуитивного чтения карт и полной свободе применения в любых вопросах. Существуют работы эзотериков и тарологов, старающихся развить систему Уэйта, сделать ее более структурной и осмысленной на базе своих метафизических представлений (среди видных представителей этой школы можно назвать Хайо Банцхафа, Мэри Грир, Барбару Мур, Маркуса Катца, Алицию Хшановскую, Андрея Костенко и др.). Но мейнстримом является полная свобода творчества. Большинство колод Таро, выполненных по структуре как уэйтовские, имеют абсолютно свои изображения на всех арканах, а автор такого «полета фантазии на тему» обязательно прикладывает к ней инструкцию с собственным набором значений и принципов чтения карт, часто не имеющих никакого отношения к наследию Артура Уэйта. Наличие под этими вариантами той или иной эзотерическо-философской базы может быть в конкретном случае, а может и не быть.
Такая свобода и полная эклектика подходов к работе с картами, смыслом арканов и т. д. рождает огромное число мутаций и вариаций колод и систем. Фактически говорить о какой-либо единой школе или направлении очень сложно. Как сочетается герметическо-христианское Таро самого Уэйта с Таро «эльфов», древних богов (по Лавкрафту) или «друидов» и пр. — очень слабо понятно. Объединяет всю эту эклектическую кашу только нумерация старших арканов, факт сюжетной прорисовки младших арканов и возможность интуитивного чтения всего этого конкретным практиком. Это приводит к тому, что у многих уэйтовских тарологов существуют целые наборы колод, каждая лучше работающая по своей теме. Одна (например, внезапно, с гномами) лучше отвечает на вопросы про деньги и карьеру, другая (с вампирами, к примеру) — на вопросы про отношения и любовь, а третья (пусть будет классическая уэйтовская) — на духовные запросы. Такие наборы индивидуальны для каждого практика, и единой, хоть сколько-то общей, структуры в ней нет.
Можно сказать, что английское направление в Таро распалось на сотни и тысячи самостоятельных систем, часть из которых оказываются рабочими с точки зрения мантики, а часть — просто фантазией автора на тему карт Таро. Рождаются и умирают в большом числе фантастические мутации и эклектические наборы красивых картинок.
Стоит отдать должное такому подходу — он оказался бесценным с точки зрения популяризации и распространения самой идеи оккультного Таро. И, как любая популяризация, он сопровождается и откровенной профанацией мистической основы, которую так старательно пытались постичь (или придумать) «классики» XVIII и XIX веков.
Французское направление Таро (Таро Папюса) развивалось гораздо медленнее, чем уэйтовско-английская эклектика. Имея в основе сложную философскую доктрину, оно интересовало прежде всего мистиков и оккультистов близких к мартинизму и масонству направлений. В первой половине XX века над развитием этой системы работали русские эзотерики, такие как Владимир Шмаков и Григорий Оттонович Мёбес (псевдоним — Г.О.М.). Шмаков в 1916 году опубликовал труд «Священная книга Тота. Великие арканы Таро», в которой описал собственный опыт медитации на старшие арканы и откровения, полученные в них. В целом они были полностью в духе образного ряда, свойственного мартинистам и последователям Папюса. Как всегда, много Египта, древних богов и, сквозящий за их спинами, Гнозис (он же Творец, он же Великий Мастер этого мира).
Более фундаментальным развитием оккультно-мартинистского подхода к Таро были работы Г.О.М. Один из лидеров мартинизма в России, основатель тайного общества мартинистов уже в Советской России, математик и оккультист, он подошел к развитию понимания «глубинного» смысла арканов Таро через призму системного мышления и структурирования.
Свои лекции по старшим арканам он обозначил как «Энциклопедию оккультизма», в которой на примере символики и образов Таро старался объяснить своим ученикам мировоззрение и основные представления оккультного мышления. На основе его размышлений и описаний было создана колода Таро Г.О.М., несущая на карте огромное число оккультной и астрологической символики, которую сам автор связывал с тем или иным арканом. Изображения на картах являлись доработанными и детализированными, основанными на достаточно схематичных рисунках Папюса и Леви, но с небольшими изменениями в нумерации старших арканов. Традиция французской школы присваивала Шуту нулевой номер, при этом ставя его на 21-е место в колоде, соотнося с 21-й буквой каббалы, а аркан Мир имел XXI номер и соотносился с 22-й буквой каббалы. Г.О.М. же добавляет аркану Шут, кроме нулевого номера, еще и XXI, а Мир делает XXII, сохраняя традиционное, предложенное еще Леви, соответствие арканов и каббалистического алфавита.
Из-за гонений на любые мистические и оккультные общества в Советской России (и вообще на любые сообщества вне официальной идеологии) его работы и эта колода не получили в свое время широкого распространения. Сложность языка, которым излагает свои мысли автор, для многих стала барьером к освоению этой традиции. Сам Г.О.М. и не ставил своей целью широкое распространение своих трудов и ориентировался на узкий круг последователей-мартинистов, которые понимали метаязык с огромным числом масонских, оккультных и эзотерических терминов просто по факту своей принадлежности к этому направлению. Его вклад в развитие французского Таро в основном состоит в систематизации понимания арканов уже не на основе чисто каббалистического подхода, а в сочетании его с остальными известными оккультными традициями. В его работах Таро перестает быть отдельным, пусть и полезным, инструментом оккультизма, а становится центром и сосредоточением философско-метафизического понимания мироздания, аналогичным Древу сфирот в каббале.
После окончания советского периода в России новообразованные масонские, мартинистские и оккультные кружки и ордена возродили традицию Г.О.М. и начали изучать его работы и идеи, в том числе и по Таро. Во всей Европе французское направление Таро остается уделом либо особых любителей, готовых лезть в первоисточники и разбираться в, не до конца понятном современному человеку, оккультном языке конца XIX — начала XX века, либо тех, кто осваивает его по факту своей принадлежности к мистической традиции франкмасонства и мартинизма.
В начале XXI века в России эзотерик и таролог-практик Иссэт (Иссэт Котельникова) на базе своего многолетнего опыта работы тарологом с колодой Таро французской школы и изучения трудов классиков этого направления сформировала новый подход к описанию и изучению французского Таро. Если ранее в этой традиции сама мантическая работа была побочным эффектом постижения «тайн мироздания», то Иссэт поставила во главу угла практическое применение системы Таро — на базе эзотерического мировоззрения. Это позволило ей сформировать систему чтения раскладов и арканов этой школы, в чем само направление было традиционно слабо. Она сформировала систему обучения искусству работы с французским Таро, позволяющую без глубинного погружения в эзотерический язык прошлых столетий освоить систему и применять ее на практике.
Обучение в этой системе ведется на понятном современному человеку языке, ориентировано на практику, но не теряет функцию формирования у ученика мировоззрения, из которого наиболее адекватно работать с французской системой Таро.
Вдобавок, она предложила концепцию лучей миссии (расширенная и переработанная идея Алисы Бейли, впоследствии получившая развитие усилиями Элизабет Клер Профет), которая привнесла в систему очень удобный и привлекательный для людей инструмент самопознания. Также Иссэт обогатила практику работы с картами многими приемами, сделавшими ее удобней и адекватней. Вместе с мужем Андреем Котельниковым Иссэт создала и выпустила авторскую колоду французской школы «12 лучей», основанную на более ранней колоде Таро Г.О.М. и текстах Шмакова. В ней сохранились идущие еще от «прозрений» Эттейлы египетские мотивы. В самой системе работы с картами на практике можно проследить влияние и развитие подхода к пониманию арканов, предложенного Г.О.М. Иссэт и Андрей создали в России эзотерическую школу Таро «Врата Изиды», которая ориентирована, прежде всего на обучение работе с французским Таро, и не является, как у предшественников, масонской ложей или иным эзотерическим орденом.
К сожалению, книги или труда по своей системе Иссэт пока не написала, а ее наработки в большинстве своем остаются устной традицией, передаваемой от учителя ученикам, и, на данный момент, зафиксированы только в аудио- и видеоформатах.
“СОВРЕМЕННОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ТАРО”, разработанное мной, Василием Сильвером, и Маргаритой Каиной, является продолжением и развитием французского направления оккультного Таро, во многом опирается на опыт и идеи предыдущих авторов и классиков этой школы. Однако, и был сделан следующий шаг в развитии системы.
Данная система предлагает, во-первых, отказаться от «египетского стиля» и наследия древних богов (так как все ссылки на него у классиков остаются недоказуемыми личными откровениями, часто противоречащими историческим фактам, известным к данному моменту), во-вторых, освободиться от догмата Единого Творца (Мастера) мироздания, унаследованного от каббалистических и масонских традиций, и, наконец, выйти из дуального (добро — зло, свет — тьма, хорошо — плохо) представления о реальности.
Все это было необходимо европейским мистикам и профанам XVIII и XIX веков, так как их культура и представления об «эзотерическом» в любом случае базировались на христианском взгляде на мироздание, что, в современном варианте, уже можно воспринимать, как анахронизм. Обосновывать работающий мантический инструмент его «древностью», «наследием предков» и т. д. уже нет серьезной необходимости, и это остается уделом многочисленных шарлатанов. В наш век информации и технологий можно уже честно признаться, что идет не копирование или восстановление «прошлых тайных знаний», а создание новых и эффективных методик.
В то же время данное направление сохраняет и развивает системный подход к осмыслению старших арканов Таро, как движущих принципов мироздания, удачно введенный и переработанный Г.О.М. из каббалистических аналогий более ранних авторов.
В данном варианте подхода к нумерации старших арканов предлагается вернуться к использованной Эттейлой, Леви и Папюсом нумерации (где Шут — нулевой, а Мир — XXI) — с тем же соответствием арканов и букв. При этом использовать не каббалистический алфавит, а более раннюю его версию, еще не привязанную иудаизмом к Единому Творцу, — финикийский алфавит, содержащий 22 буквы и являющийся, по мнению ученых-лингвистов, основой для всех алфавитных систем фонетического письма Европы и Ближнего Востока.
Автор: Василий *Silver* Дубинин