Silver Magische Aufklärung
Трикстер-человек
В современном мире образ трикстера крайне популярен. Нарушитель границ, провокатор, шутник, действующий поперек правил и норм традиционного общества – очень притягательный герой. Сейчас без трикстера не обходится ни один сеттинг. Джокер, Джек Воробей (простите, капитан Джек Воробей), Шляпник, Локи и другие лезут из всех утюгов. Даже традиционные герои, стоящие на страже «устоев», в новых версиях книг и фильмов приобретают те или иные черты трикстера. Сценаристы и авторы добавляют к характеру своих персонажей примеси трикстерской натуры, чтобы понравиться человеку современного европейского мегаполиса, в котором, как в бурлящем вулкане, переплавляясь, смешиваются разные традиции, обычаи, принципы. Они теряют свою чистоту, форму и структуру, становятся пластичными и динамично изменяются вслед за новым модным поветрием или информационным каскадом в социальных сетях.
Боги-трикстеры разных традиций все чаще находят себе последователей и жрецов среди жителей мегаполисов. Многие люди, даже ничего не зная о языческих богах и традициях, выбирают путь трикстера. Сейчас уже появляются толкования Евангелия, как рассказы об Иисусе-трикстере, нарушителе «ветхозаветных» границ. Многие из тех, кто вступают на этот путь, не понимают, что происходит внутри такого человека. Они очаровываются внешней легкостью, шармом и очаровательным безумием поведения героя-трикстера, но извне непонятно, чего это стоит самому трикстеру, если он не бог, а человек.
Трикстер – это не просто нарушитель, шутник и лжец. Его основная функция в мифологии – это возвращение богов или людей в реальность их судьбы и мироздания. Богам или героям часто начинает казаться, что их личности состоят из своего величия, силы и могущества, воспеваемых в гимнах и сагах. Они выстраивают границы своей реальности так, чтобы не обращать внимания на обратную сторону своей личности. В такой момент проявляет себя трикстер, разрушая приятный, но умирающий мирок бронзавеющих от собственной прекрасности божеств или людей.
Выполнять эту функцию трикстеру позволяет более широкий взгляд на себя и окружающий мир, в котором нет непреодолимых границ, непререкаемых авторитетов, непреложных правил. Для него видны те пути, которые кажутся невозможными для других. Сам трикстер может сохранять эту способность только в том случае, когда он воспринимает самого себя в полном объеме: со всеми своими качествами, особенностями и слабостями и принимает все это, как есть.
Человеку, осознанно или нет, вставшему на путь трикстерства, гораздо сложнее удерживаться на нем, чем его божественному «альтер эго». Этот путь постоянно демонстрирует его собственную узость восприятия мира – такую естественную для человека. Путь трикстерства требует переходить и разрушать свои внутренние границы и заборы, призванные спасать рассудок от пугающей правды о самом себе. Человеческое сознание не способно не строить такие внутренние стены, что превращает жизнь человека-трикстера в перманентное преодоление самого себя.
Внешнее полубезумие трикстера, его кажущаяся легкость преодоления стереотипов, рамок морали и социальных запретов, может существовать только опираясь на непрекращающийся внутренний танец на краю Бездны, в которой бурлит уже полное безумие и потеря личности, как таковой. Каждый шаг через собственные запреты – это шаг от этой Бездны. Остановившись, отказавшись от преодоления себя, человек-трикстер начинает все быстрее сползать в пучину самораспада. Уйти же от этого края у него не получится никогда.
Леденящий ужас этого нескончаемого бега по спирали вокруг внутренней Бездны, заставляющий замереть и сжаться в плачущий от страха комок, преодолевается трикстером за счет внутренней агрессии, гнева и ярости. Они становятся топливом, идущим от хтонических слоев бессознательного, в которых воедино сплавляются жажда жизни и страсть к смерти. Этот поток, направляемый волей человека, питает все ускоряющийся внутренний бег через себя к самому себе. Он же, трансформируясь через интеллект, выражается в юморе, безжалостной иронии над собой и над всем окружающим миром. Для человека-трикстера честно упиваться собственным страхом, трудностями своего пути, сложностью внутренней работы, которую он вынужден делать – это кратчайший путь к смерти. Стоит пропасть внутренней иронии, юмору и стебу – и вместе с ними пропадает та энергия, которая позволяла продолжать бесконечный путь по граблям.
Человек остается человеком, даже идя путем трикстера. И ему свойственно относиться к своей боли, страху и мучениям серьезно. Когда он это делает, то трикстер, теряя способность шутить над собой, превращается в сползающий в безумие, трясущийся от ужаса комок боли, с расползающимися и разбегающимися в разные стороны субличностями. Трикстер чувствует, что когда-нибудь это его убьет, лишит разума и воли. Каждый раз, замерев в точке невозврата, он находит в себе гнев, дарующий силы улыбнуться и послать воздушный поцелуй Бездне, бросить в ее сторону: «Не сегодня, дорогая!». Стальная, закаленная воля командует встать и идти, ползти вперед, ломая пальцы и остатки самоуважения, и рождает почти истеричный хохот над своей слабостью, глупостью и гордостью, которым он только что чуть не поддался и который разносится по ледяным просторам его личного внутреннего ада.
От взгляда внешнего наблюдателя внутренние процессы трикстера, чаще всего, ускользают. Наблюдатель завороженно и внимательно следит за очередным безумным фокусом этого придурка. Он может быть поглощен своими чувствами, вызванными очередным поруганием границ и правил, которые спасали от честного взгляда на самого себя, а может с азартом следить за очередной забавной шуткой.
Человек-трикстер быстро осваивает искусство ярмарочного иллюзиониста, отвлекая внимание от своего внутреннего мира и основной тяжелой работы внутри себя на внешние, яркие и заметные проявления. Людям кажется, что трикстеру очень просто делать то, что им недоступно из-за их собственного лабиринта восприятия, так как большую часть работы трикстер делает внутри себя, когда наблюдатели отвлечены на какой-то задевающий их, кажущийся им важным формальный аспект его провокации, который сам же трикстер подсунул зрителям.
Он постепенно превращает свою жизнь в шоу не на потеху публике или чувству собственной красоты и ловкости – все это лишь побочный эффект его внутренних процессов, скрытых под маской шутовства, скоморошества и игры. Там, внутри себя, человек-трикстер бесконечно одинок. Он танцует, шутит, стебется один на один с главным зрителем всей своей жизни – Бездной своего безумия. Главный объект его провокаций, шуток и издевок – он сам, внутри себя.
В любой шутке или провокации трикстера окружающие, чаще всего, видят направленную на них и их ценности иронию, сарказм или издевку. И эти компоненты действительно есть в действиях и словах трикстера. Но только малая часть людей находит в них мудрость и широту взглядов. Почти никто не видит, что сам человек-трикстер беспощадно высмеивает собственные ценности, установки, сидящие в глубине его человеческой личности, запреты и табу. Он постепенно разрушает, деконструирует и изменяет в себе то, что тянет его в глубину внутреннего ледяного ада.
В какой-то момент своего пути человек-трикстер с удивлением обнаруживает, что источником спасительного гнева, юмора и жизненных сил является самое страшное место его внутреннего мира: та самая затягивающая воронка безумия. Сквозь ее бесконечную глубину, откуда-то с самого дна кроличьей норы и идет импульс, спасающий его от распада личности. Темное пламя почти божественной Воли его Истинной Самости и есть то, из чего соткана страшащая его Бездна. Тогда человек-трикстер наконец обретает в самом себе партнера по игре, опору и забывает об одиночестве. В этот момент он полностью счастлив до того момента, пока не пасует перед очередным внутренним запретом или табу, теряя волну пламени ироничного гнева своей Бездны. Тогда он вновь оказывается в почти забытой ледяной воронке, скатываясь все глубже и теряя себя. Если ему хватает воли, силы и чувства юмора дотянуться духом до самого дна и зачерпнуть темного пламени, он вырывается обратно в пламенеющий мир своего счастья.
Это его жизнь и его игра.
Автор статьи: Василий Сильвер